Бюллетень автотовароведа № 25 «Коэффициент физического износа ТС. Окраска “пятном с переходом”»

К Методике товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств

Новоселецкий И.Н. — заведующий лабораторией транспортно-товароведческих
исследований Донецкого НИИСЭ, Вице-Президент Союза экспертов Украины,
член Наблюдательного совета по вопросам оценочной деятельности в Украине

До последнего времени, единственным нормативно-правовым документом, регламентирующим оценку транспортных средств как обособленного объекта оценки являлось “Положение о порядке проведения судебной автотовароведческой экспертизы транспортных средств (утверждено приказом Министерства юстиции Украины от 01.10.99 г. №60/5)”.

24 ноября 2003 года, после согласования с Наблюдательным Советом по вопросам оценочной деятельности в Украине, совместным приказом Министерства юстиции Украины и Фонда государственного имущества Украины за №142/5/2092 утверждена Методика товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств (зарегистрирована в Министерстве юстиции 24 ноября за №1074/8395). Указанный документ регламентирует единые требования к оценке дорожных транспортных средств в Украине.

Особенностью данной методики является то, что в ней поставлены акценты в подходах к оценке транспортных средств. За основу определения рыночной стоимости транспортных средств положен сравнительный подход и статистические методы определения средних рыночных цен. То есть, рыночная стоимость определяется исходя из обработки цен предложений к продажам идентичных транспортных средств, выставляемых на рынках Украины. Изначальными источниками ценовой информации являются периодические издания – каталоги “Автобазар”, “Автофотопродажа”, газеты “Экспресс-объява”, “RIA”, “Наш магазин” и многие другие областные и городские издания. Содержащаяся в них информация обрабатывается методами математической статистики и издается в справочнике “Бюллетень автотовароведа”.

Методикой определено, что доходный подход (в соответствии с которым стоимость объекта оценки определяется как текущая стоимость ожидаемых доходов от его использования), применяемый к оценке других видов имущества, к оценке обособленных дорожных транспортных средств не применяется.

Затратный подход, предусматривающий определение стомости объекта оценки посредством определения текущей стоимости затрат на его восстановление или замещение, в основном применяется в комбинации со сравнительным подходом, при определении стоимости поврежденных или разукомплектованных транспортных средств. Кроме теоретических основ определения стоимости транспортных средств, Методика выставляет требования в части оформления результатов оценки, процедуре осмотра транспортного средства, его идентификации. Отдельный раздел методики посвящен оценке дорожных транспортных средств (и их составным), ввозимым на таможенную территорию Украины.

Изменения этой редакции Методики коснулись и определения стоимости материального ущерба, причиненного владельцам поврежденных (разукомплектованных) транспортных средств.

В целом, Методика стала жестче по сравнению с предыдущей в части точности определения рыночной стоимости транспортных средств. В Методике прописан алгоритм определения рыночной стоимости для различных категорий дорожных транспортных средств, направленный на однозначность результатов исследования, ведь основные задачи, которые она призвана решить, связаны с обязательными платежами при отчуждении транспортных средств.

Следует отметить, что методики оценки периодически корректируются и в других странах. Так, например, несмотря на стабильность рынка Германии, действующая в этой стране методика оценки транспотрных средств – “Bewertung”- изменялась в 1992 году (6-е издание) и в 1999 году (7-е издание). В Украине, с момента ее становления, это третья редакция Методики оценки дорожных транспортных средств.

С указанным документом можно будет ознакомиться в официальных источниках информации и соответствующих сайтах.

В свою очередь, наша редакция готовит к печати “Комментарии к “Методике товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств” на государственном и русском языках с образцами оформления отчетов об экспертной оценке траснпортного средства и комментариями разработчиков, которые будут весьма полезны для правильного применения указанной Методики.

Наиболее существенные изменения в Методике коснулись расчета износа транспортного средства и его составляющих. Ранее износ составляющих транспортного средства в виде коэффициента эксплуатационного износа использовался только при определении стоимости материального ущерба, причиненного владельцу ТС. В соответствии с принятой новой редакцией Методики, износ учитывается теперь и при определении стоимости транспортного средства, имеющего повреждения или при его разукомплектовании ( как стоимость восстановитльного ремонта с учетом износа деталей).


Определение коэффициента физического износа транспортных средств

Прежняя методика расчета предусматривала определение эксплуатационного износа по формуле:

Формула

известной еще со времен социалистической экономики. Значения П и Т в этой формуле – соответственно пробег и срок эксплуатации транспортного средства. Значения Ип, Ит – соответственно коэффициенты эксплуатационного износа в процентах на 1000 км пробега и на 1 год эксплуатации ТС. Данная формула имела ряд существенных недостатков. Во-первых, расчетное значение эксплуатационного износа (Итс) могло превышать 100 %, что само по себе является нонсенсом.

Во-вторых, формула вообще не учитывала техническое состояние автомо-биля. Это видно из такого примера. Рассмотрим два подержанных автомобиля од-ной и той же модели и модификации, один из которых имеет сквозные коррозион-ные повреждения большинства кузовных деталей, неисправные узлы и агрегаты, повреждения обивки салона, а второй – находится в идеальном техническом состоянии, обусловленном надлежащими условиями хранения и эксплуатации, обновления его составных. Так вот при одном и том же значении пробега и срока эксплуатации, износ двух автомобилей, находящихся в абсолютно разном техническом состоянии по прежней формуле будет одинаков, чего быть не должно.

В-третьих, определение коэффициента эксплуатационного износа в про-центах на 1 год эксплуатации ТС (Ит) как отношение нормативного пробега к фактическому, не соответствовало размерности формулы (т.е. отношение пробегов, представляет собой безразмерную величину, а должно быть процентной величиной на один год эксплуатации). Соответственно, математически не соответствует действительности и размерность всей формулы.

В-четвертых, по своей сути эксплуатационный износ предусматривает изменение первоначального технического состояния элементами конструкции ТС вследствие воздействия условий эксплуатации и внешней среды. На практике это означает изменение зазоров в сопряжениях деталей, изменение свойств деталей (потускнение стеклянных деталей, потеря эластичности резиновыми деталями и т.д.), изменение прочностных характеристик, изменение других технических характеристик ТС.

Эксплуатационный износ каждой из составных частей транспортного сред-ства зависит от многих параметров, определяемых условиями эксплуатации кон-кретной детали. В одном случае он будет зависеть, в первую очередь, от срока эксплуатации, в другом от цикличности, интенсивности нагрузки, от пройденного километража и т.д. В любом случае эксплуатационный износ каждой составной транспортного средства определяется по весьма сложным в математическом плане зависимостям, причем отличающимся для различных групп деталей. И сам эксплуатационный износ различных деталей будет различным.

Единая формула эксплуатационного износа для транспортного средства как совокупности деталей с различными условиями эксплуатации, весьма условна и давно вызывала у экспертов необходимость в ее корректировке. Этот износ принято называть физическим износом ТС (составной).

Дословное понятие физического износа приведено в Методике товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств: физический износ ДТС (его составных) – потеря стоимости ДТС (его составных), обусловленная частичной или полной потерей первичных технических и технологических свойств ДТС (его составных) по сравнению со стоимостью нового подобного ДТС (его составных). Другими словами, физический износ ТС, как потеря его стоимости, обуславливается, прежде всего, эксплуатационным износом составляющих ТС.

При этом, с учетом самого понятия физического износа, коэффициент физического износа (Ез) определяется по следующей формуле:

Формула

где: С – рыночная стоимость транспортного средства; Цн – цена нового транспортного средства; Примечание: 1) Здесь и далее нумерация формул соответствует тексту, но не соответствует “Методике товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств”.

При этом рыночная стоимость транспортного средства определяется по следующей формуле (обращаем внимание на изменение формулы определения рыночной стоимости по сравнению с предыдущей методикой):

Формула

где: Сср – средняя рыночная цена ДТС;
Дз – процент дополнительного увеличения (уменьшения) рыночной стоимости ДТС, которая зависит от условий его хранения, эксплуатации и т.п., %. Процент дополнительного увеличения (уменьшения) рыночной стоимости определяется на основании данных таблиц приложения №5 к упомянутой Методике.
Сдод – дополнительное увеличение (уменьшение) рыночной стоимости ДТС, исходя из его комплектности, укомплектованности, повреждений, восстановления и обновления составных;
Гк – коэффициент корректировки рыночной стоимости ДТС от величины пробега; Средняя рыночная цена Сср ТС определяется по формуле:

Формула

где: Сд – цена ТС, который находился в пользовании, с учетом срока его эксплуатации, по информации из справочной литературы, т.е. по данным “Бюллетня автотовароведа”.
K – коэффициент рынка региона, который учитывает уровень цен продажи и текущих цен предложения к продаже в данном регионе относительно цен из справочной литературы, приведенной в приложении к Методике.
М – стоимостный эквивалент суммы налогов при таможенном оформлении, в соответствии с действующим законодательством;

Стоимостный эквивалент М не учитывается в случае принятия цены ДТС из отечественной справочной литературы или по информации дилеров заводов-производителей Украины. Для ДТС, которые не зарегистрированы в Украине (не растаможены), величина М в случае определения рыночной стоимости также не учитывается, что указывается в исследовании.

Поскольку приоритетным источником ценовой информации является отечественная справочная литература, то стоимостной эквивалент М, в общем случае не учитывается.

Дополнительное увеличение (уменьшение) рыночной стоимости ТС, исходя из его комплектности, укомплектованности, повреждений, восстановления и обновление составных (Сдод) при определении Ез определяется по прежней формуле, но с одной особенностью: не производится корректировка в зависимости от комплектности, укомплектованности и потери товарного вида ТС.

Таким образом, увеличение рыночной стоимости транспортного средства за счет улучшения его технического состояния, приведет к уменьшению его износа (устранимый износ), и наоборот, ухудшение технического состояния ТС, приведет к увеличению его износа, что и ставилось целью при разработке Методики в этой части. Определение коэффициента физического износа (Ез) для ТС, которые выпускаются в настоящий момент, сложности не вызовет, поскольку известна цена и нового ТС (Цн), и может быть определена его рыночная стоимость (С).

Наибольшую сложность может вызвать определение коэффициента физического износа (Ез) для подержанных ТС, выпуск которых прекращен, поскольку для этого необходимо располагать данными о цене нового ТС (Цн), снятого с производства на момент проведения исследования. При этом следует отметить, что для ТС производства стран дальнего зарубежья со сроком эксплуатации свыше 12 лет, коэффициент Ез принимается равным 0.7 без расчета.

Во всех остальных случаях, цена нового автомобиля (Цн) и его рыночная стоимость (С) в настоящий момент (см. формулу 1) должны быть приведены к одному времени – дате оценки. То есть, цена нового автомобиля ВАЗ-2101, давно снятого с производства должна быть приведена к настоящему моменту времени. Цена нового автомобиля (Цн), снятого с производства, приведенная к на-стоящему моменту времени может быть определена одним из двух способов. Первый способ, приемлемый для грузовых ТС, автобусов, мототехники и прицепного состава вытекает из формулы по определению процентного показателя рыночной стоимости ТС (Г):

Формула

Следовательно, цена нового ТС (Цн) определится как:

Формула

Процентный показатель рыночной стоимости (Г), для перечисленных выше категорий ТС, приводится в приложении №1 к упомянутой Методике.

Второй способ основан на применении системы коэффициентов функционального износа Кз (прежнее название – коэффициент приведения). Указанный способ более точен по отношению к первому, поскольку более конкретизирован, т.е. ориентирован на конкретную модель транспортного средства. Коэффициент функционального износа Кз, в соответствии с п.7.7 новой Методики представляет собой отношение цены ДТС, снятого с производства к цене ДТС, выпускаемого тем же изготовителем на дату оценки (обращаем внимание: не на дату смены модельного ряда, а на дату оценки):

Формула

где: Цн – цена нового транспортного средства, снятого с производства (искомая величина) на дату оценки;
Цн’ – цена нового транспортного средства, выпускаемого в настоящий момент времени. Следовательно, определение цены нового ТС для формулы (1) будет иметь следующий вид:

Формула

Значения коэффициентов функционального износа Кз для ряда ТС производства стран СНГ, приведены в приложении № 3 к упомянутой Методике и продублированы в “Бюллетене автотовароведа”. На практике, значение коэффициента функционального износа Кз для ТС производства стран дальнего зарубежья может быть получено из пропорции, представляющей отношения цен нового ТС, выпуск которого прекращен к цене нового, выпускаемого ТС в ведущей стране-изготовителе и такого же отношения в Украине. При этом обязательным условием является наличие ценовой информации о цене в Украине нового, выпускаемого ТС, являющегося продолжением модельного ряда оцениваемого.

Второй вариант определения коэффициента Кз основан на графоаналитическом анализе падения стоимости ТС.

Применяя математические методы, возможно рассчитать коэффициент функционального износа (Кз) для любого ТС, снятого с производства, взяв за основу экспоненциальную зависимость падения его стоимости от срока эксплуатации и новую цену базовой модели, аналога, выпускаемого в настоящий момент.

Преимущества данного варианта определения Кз обуславливаются более высокой степенью точности, потому что он учитывает то обстоятельство, что соотношение цен на новое ТС – снятое с производства и выпускаемое, может со временем меняться. Наконец для ТС, не представленных в справочнике, цена нового автомобиля, приведенная к дате оценки, может быть принята на основании подбора аналога или использования зарубежного источника информации (с учетом эквивалента таможенных платежей на год установления цены, и курса валюты на дату оценки).

Таким образом, у экспертов имеется достаточно мощный аппарат получения величины Цн и определения коэффициента физического износа Ез. При этом следует отметить, что точность и обоснованность принятия числовых значений параметра Ез несомненно выше чем использование шкалы экспертных оценок для определения коэффициента износа, применяемой в оценке машин и оборудования.

Для удобства исследований, в “Бюллетене автотовароведа” с этого выпуска мы приводим расчетные значения коэффициентов функционального износа (Кз) c указанием аналогов, по которым он рассчитан (в разделе “Новые ТС” используемые аналоги выделены жирным шрифтом).

Например, для того чтобы определить коэффициент физического износа (Ез) универсала Mazda 626 2.0 i Station Wagon, IV поколения (допустим, 1998 года выпуска), необходимо изначально определить цену нового автомобиля Mazda 626 2.0i Station Wagon на дату оценки (Цн), которую потом необходимо подставить в формулу (1). Найдя указанный автомобиль в справочнике, устанавливаем, что его коэффициент функционального износа составляет 0.821, а базовой моделью является автомобиль Mazda 6, седан, с объемом двигателя 1.8i, 120 л.с., пятиступенчатой механической коробкой передач. Цена указанной новой Mazda 6, имеется на стр 133 настоящего справочника и составляет 20000 евро. Подставив необходимые значения в формулу 7 и учитывая, что курс евро составляет 6.49, получим, что искомая величина Цн Mazda 626 2.0i Station Wagon составляет

Формула

В связи с утверждением “Методики товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств” (совместный приказ Министерства юстиции Украины и Фонда государственного имущества Украины №142/5/2092) ИВЦ “Союза экспертов Украины” готовит к выпуску “КОММЕНТАРИИ К “МЕТОДИКЕ ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ”, где будут помещены тексты методики на государственном и русском языках, а также приведены комментарии ведущих специалистов НИИ судебных экспертиз Министерства юстиции Украины, ведущих специалистов Фонда государственного имущества, ведущих экспертов Союза экспертов Украины и Украинского общества оценщиков, а также примеры и пояснения к расчетам с рекомендациями по составлению отчетов и заключений.

За справками обращаться:
тел. (0622) 53-45-74,
факс (0622) 53-26-13
e-mail: ivc@skif.net

Календар

Листопад 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Статистика