Бюллетень автотовароведа № 26 «Применение коэффициента физического износа ТС»
Применение коэффициента физического износа в автотовароведческих расчетах
В предыдущем выпуске “Бюллетеня автотовароведа” мы уже рассматривали вопросы обоснованности изменений в Методике автотовароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств (далее Методике), в части износа транспортного средства (его составных), а также способы его определения.
В этом выпуске мы продолжим эту тему и рассмотрим некоторые аспекты расчета коэффициента физического износа дорожных транспортных средств (ДТС) со сроком эксплуатации до двух лет.
Под износом (обесценением) согласно Стандарту № 1 “Общие основы оценки имущества и имущественных прав” (утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 сентября 2003 г. За № 1440, далее – Стандарт № 1), следует понимать потерю стоимости имущества сравнительно со стоимостью нового имущества. При этом физический износ, согласно Стандарту № 1 (в Методике, по сути, употребляется такое же самое понятие) – “износ, обусловленный частичной или полной потерей первоначальных технических и технологических качеств объекта оценки”. Общеизвестно, что стоимость ДТС наиболее значимо уменьшается в первые годы его эксплуатации. Техническое состояние же ДТС, при обычных условиях эксплуатации, за этот период почти не изменяется.
Более того, в соответствии с гарантийными условиями, официальные дилеры производителей ДТС в указанный гарантийный период, поставляют в случае замены только новые, оригинальные запасные части. Гарантийные условия большинства производителей ДТС распространяются на срок около 2 лет.
Следует отметить, что методика ориентирована на официальные учреждения, а не на “серых дилеров”, деятельность которых сомнительна в части законности, в том числе и в части уплаты налогов.
Таким образом, расчет стоимости восстановительного ремонта ДТС с учетом физического износа, при сроке его эксплуатации до 2-х лет, с одной стороны, противоречил бы требованиям, установленными производителями ДТС, с другой стороны, противоречил бы положениям Стандарта № 1 по части понятия физического износа, так как в действительности существенных изменений в техническом состоянии ДТС за данный срок эксплуатации не происходит.
Вместе с тем, следует отметить, что Стандартом № 1 и Методикой преду-смотрено, что применение тех или иных положений Методики может быть ограни-чено условиями договора на оценку. Например, в ряде случаев, расчет коэффици-ента физического износа или величины потери товарной стоимости (ВТВ) могут быть ограничены еще и условиями договора о страховании, а, соответственно, и договором на проведение оценки (п.32. Стандарта № 1: “В случае возникновения необходимости в определении размера вероятного страхового возмещения, оценка застрахованного имущества проводится с учетом условий страхования и соблюдением принципов полезности и замещения”.) Учитывая значимость коэффициента физического износа (Ез) при определении стоимости материального ущерба, причиненного владельцам транспортных средств, а также при определении стоимости разукомплектованных или поврежденных транспортных средств, напомним алгоритм его определения, а также отметим ряд дополнительных нюансов, относящихся к применению Ез.
Коэффициент физического износа определяется по следующей формуле:
где: С – рыночная стоимость транспортного средства;
Цн – цена нового транспортного средства;
Примечание: 1) Здесь и далее нумерация формул соответствует “Методике автотовароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств”.
При этом рыночная стоимость транспортного средства определяется по следующей формуле (обращаем внимание на изменение формулы определения рыночной стоимости по сравнению с предыдущей методикой):
где: Сср – средняя рыночная цена ДТС (определяется по формуле (3) Мето- дики, а при невозможности расчета по данной формуле с применением другого, предусмотренного Методикой алгоритма расчета);
Дз – процент дополнительного увеличения (уменьшения) рыночной стои- мости ДТС, которое зависит от условий его ухода, хранения, эксплуата- ции и т.п., %. Процент дополнительного увеличения (уменьшения) рыночной стоимости определяется на основании данных таблиц приложения № 5 к упомянутой Методике.
Гк – коэффициент корректировки рыночной стоимости ДТС от величины пробега;
Сдод – дополнительное увеличение (уменьшение) рыночной стоимости ДТС, исходя из его комплектности, укомплектованности, повреждений, восстановления и обновления составных:
где: Св1 – величина увеличения стоимости ДТС в случае обновления его составных, грн;
Св2 – величина корректирования стоимости ДТС в зависимости от его комплектности, грн;
СВРЗ – стоимость восстановительного ремонта с учетом физического износа ДТС, грн.;
ВТВ – величина потери товарной стоимости ДТС, грн.
При определении стоимости материального ущерба или стоимости восстановительного ремонта с учетом физического износа, и связанной с этим необходимостью расчета Ез, следует учитывать следующее. Расчет коэффициента физического износа в этом случае производится исходя из технического состояния ДТС на момент повреждения, но в стоимостных значениях на дату оценки. Это оговорено и пунктом 32 Стандарта № 1: “Для застрахованного имущества, подобного имуществу, которое продается (покупается) на рынке, оценка размера вероятного страхового возмещения проводится исходя из характеристики имущества на дату причинения убытков к наступлению страхового случая путем рас-чета прямых убытков”.
То есть, значения СВРЗ и ВТВ при определении Ез и использовании формулы (7), характеризуют повреждения, которые имели место еще до даты причинения оцениваемых повреждений. Это является положительным моментом новой Методики, так как до этого нормативные акты в области оценки ДТС не учитывали при определении материального ущерба повреждения от предшествующих аварий.
При этом пункт 7.26 Методики однозначно указывает, что “при определе-нии физического износа отдельной составной ДТС, которое находилось в эксплуатации, корректирование его стоимости исходя из комплектности, укомплектованности и ВТВ от предшествующих ремонтов, не производится”.
Таким образом, при расчете Ез, значения Св2, ВТВ от предшествующих ремонтов и СВРЗ вследствие разукомплектованности ДТС, принимаются равными нулю. Корректировка Сср производится только по параметрам Дз, Гк, Св1 и СВРЗ, в зависимости от повреждений, которые имели место еще до даты причинения оцениваемых повреждений.
Следует отметить, что формула (7) может использоваться и в случае опре-деления рыночной стоимости поврежденного ДТС.
В этом случае дата повреждения ДТС принимается равной дате оценки. То есть, поврежденный ДТС будет оцениваться исходя из потребности его восстановления на дату оценки, а значит, в формуле расчета ВТВ (26) Методики используется значение рыночной стоимости неповрежденного ДТС на дату оценки. Это вытекает из понятия потери товарной стоимости, приведенном в Методике: “величина потери товарной стоимости – условная величина снижения рыночной стоимости ДТС, восстановленного после повреждения, в соответствии с нормативными требованиями, в сравнении с рыночной стоимостью подобного неповрежденного ДТС”. Аналогичный подход в этом случае предусмотрен и для определения Ез, т.е. он рассчитывается на дату оценки, с соблюдением всех остальных требований, изложенных ранее, за исключением того, что повреждения не разделяются по дате их причинения (если иное не оговорено при назначении оценки).
Для ТС производства стран дальнего зарубежья со сроком эксплуатации свыше 12 лет Ез принимается равным 0.7 без расчета. Во всех остальных случаях, цена нового автомобиля (Цн) и его рыночная стоимость (С) в настоящий момент (см. формулу 13) должны быть приведены к одному времени – дате оценки. То есть, цена нового автомобиля ВАЗ-2101, давно снятого с производства должна быть приведена к настоящему моменту времени.
Цена нового автомобиля (Цн), снятого с производства, приведенная к настоящему моменту времени может быть определена одним из двух способов. Первый способ, приемлемый для грузовых ТС, автобусов, мототехники и прицепного состава вытекает из формулы по определению процентного показателя рыночной стоимости ТС (Г):
Следовательно, цена нового ТС (Цн) определится как:
Процентный показатель рыночной стоимости (Г) для перечисленных выше категорий ТС, приводится в приложении №1 к упомянутой Методики.
Второй способ основан на применении системы коэффициентов функционального износа Кз (прежнее его название – коэффициент приведения). Указанный способ более точен по отношению к первому, поскольку более конкретизирован, т.е. ориентирован на конкретную модель транспортного средства.
Коэффициент функционального износа Кз, в соответствии с п.7.7 новой Методики представляет собой отношение цены ДТС, снятого с производства к цене ДТС, выпускаемого тем же изготовителем на дату оценки (обращаем внимание: не на дату смены модельного ряда, а на дату оценки):
где: Цн – цена нового транспортного средства, снятого с производства (иско- мая величина) на дату оценки;
Цн’ – цена нового транспортного средства, выпускаемого в настоящий момент времени; Следовательно:
Значения коэффициентов функционального износа Кз для ряда ДТС приведены в приложении № 3 к упомянутой Методике, либо приведены в “Бюллетене автотовароведа”. На практике значение коэффициента функционального износа Кз для ТС производства стран дальнего зарубежья может быть получено из пропорции, представляющей отношения цен нового ТС, выпуск которого прекращен к цене нового, выпускаемого ТС в ведущей стране-изготовителе и такого же отношения в Украине. При этом обязательным условием является наличие ценовой информации о цене в Украине нового, выпускаемого ТС, являющегося продолжением модельного ряда оцениваемого.
Второй вариант определения коэффициента Кз основан на графоаналитическом анализе падения стоимости ДТС.
Применяя математические методы, возможно рассчитать коэффициент функционального износа (Кз) для любого ДТС, снятого с производства, взяв за ос-нову экспоненциальную зависимость падения его стоимости от срока эксплуатации и цену новой базовой модели – аналога, выпускаемого в настоящий момент.
Преимущества данного варианта определения Кз обуславливаются более высокой степенью точности, потому что он учитывает то обстоятельство, что соотношение цен на новое ТС, снятое с производства и выпускаемое, может со временем меняться. Наконец для ТС, не представленных в справочнике, цена нового автомобиля, приведенная к дате оценки, может быть принята на основании подбора аналога или использования зарубежного источника информации (с учетом эквивалента таможенных платежей на год установления цены, и курса валюты на дату оценки).
Таким образом, у экспертов имеется достаточно мощный аппарат получения величины Цн и определения коэффициента физического износа Ез. При этом следует отметить, что точность и обоснованность принятия числовых значений параметра Ез несомненно выше, чем использование шкалы экспертных оценок для определения коэффициента износа, применяемой в оценке машин и оборудования.