Бюллетень автотовароведа № 29 «О некоторых изменениях в нормативных документах»
На протяжении 2004 года и с начала 2005 года в нашей стране было принято ряд норма-тивно-правовых актов, имеющих первостепенное значение для экспертной и оценочной деятельности в Украине. Внесены существенные изменения в Законы Украины “О судебной экспертизе”, “Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность”, Инструкцию о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований и научно-методические рекомендации по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз (далее – Инструкция), Методику товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств. Приняты Законы Украины “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”, “О третейских судах”. Принята новая Инструкция о порядке осуществления нотариальных действий нотариусами Украины.
Целью настоящей статьи является акцентирование внимания наших подписчиков, а, следовательно, и лиц, связанных с ними профессиональными отношениями, на некоторых новых аспектах вышедших либо подготовленных нормативных документов.
Инструкция о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований и научно-методические рекомендации по вопросам
подготовки и назначения судебных экспертиз
(утверждена приказом Министерства юстиции Украины № 53/5 от 08.10.1998 г.)
в редакции приказа Министерства юстиции Украины № 61/10341 от 19.01.2005 г.
В настоящем выпуске “Бюллетеня” хотелось бы обратить внимание наших подписчиков на концептуальные, на наш взгляд, изменения в указанной Инструкции.
Во-первых, следует отметить изменения в названии самой инструкции, которые означают, что она касается не только проведения судебных экспертиз, но и экспертных исследований. К последним, в соответствии с п. 1.3 Инструкции, относятся исследования, проводимые по заказу нотариусов, адвокатов, юридических и физических лиц, налоговой инспекции, таможенной службы и т.д. (в том числе и страховых компаний и банковских учреждений).
Указанный нормативно-правовой документ подчеркивает, что пределы компетенции эксперта, занесенного в Государственный реестр судебных экспертов, определяются только областью его специальных познаний и не имеют ограничений в сфере применения этих знаний. Другими словами, заключение, выполненное экспертом, включенным в Государственный реестр судебных экспертов, например, экспертом-автотовароведом легитимно для любых органов государственной власти, физических и юридических лиц, рассматривающих вопросы оценки транспортного средства и стоимости материального ущерба, причиненного владельцу транспортного средства.
Кстати, следует подчеркнуть, что определение стоимости материального ущерба, причиненного владельцу транспортного средства, указано только в названии специальности у судебных экспертов. (“Визначення вартості автомототранспорту, розміру нанесеного збитку його власнику”). И более того, статьи 34.1; 34.2 Закона Украины “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”, для определения страхового возмещения владельцу транспортного средства предусматривают привлечение только экспертов, т.е. тех лиц, которые в соответствии с Законом Украины аттестованы и внесены в Государственный реестр судебных экспертов, поскольку другого толкования понятия “эксперт” закон не дает, а именно:
Стаття 34. Дії страховика після отримання повідомлення про страховий випадок
34.1. Страховик терміново, але не пізніше трьох робочих днів (враховуючи день отримання письмового повідомлення про страховий випадок), зобов’язаний направити експерта на місце настання страхового випадку або до місцезнаходження пошкодженого майна для його огляду.
34.2. Якщо у визначений строк експерт не з’явився, потерпілий має право самостійно обрати експерта для визначення розміру шкоди.
У такому випадку страховик зобов’язаний відшкодувати потерпілому витрати на проведення експертизи.
Второе, что касается новой Инструкции. При выполнении, как экспертизы, так и экспертного исследования, судебные эксперты, включенные в Государственный реестр судебных экспертов (в том числе и эксперты-автотовароведы) должны руководствоваться исключительно требованиями данной инструкции, как в части оформления своих исследований, так и в части их организации. Указанная норма дублирует требования, оговоренные в изменениях к Законам Украины “О судебной экспертизе”, и “Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность”. Но следует подчеркнуть, что указанные изменения, тем не менее, никак не отразятся на выводе о стоимости транспортного средства, рассчитанной будь то судебным экспертом-автотовароведом или оценщиком, включенным в Государственный реестр оценщиков.
Третье, что следует отметить. Новая редакция Инструкции фактически не разделяет экспертов, работающих в государственных экспертных учреждениях и экспертов, работающих в предпринимательских структурах.
Четвертое. Изменения в Инструкции коснулись и названия итоговых документов, составляемых судебными экспертами. В том случае, если основанием для проведения ис-следования является письменное заявление (письмо) заказчика, то лицо, занесенное в Го-сударственный реестр судебных экспертов, составляет документ, имеющий следующее название (название приведено применительно к оценке транспортного средства): “Заключение специалиста № … экспертного, автотовароведческого исследования, по определению стоимости транспортного средства”.
В случае, если основанием для проведения исследования является предусмотрен-ный законом процессуальный документ (постановление, определение), то лицо, занесенное в Государственный реестр судебных экспертов, составляет документ, имеющий следующее название (название приведено применительно к оценке транспортного средства): “Заключение эксперта № …, автотовароведческой экспертизы, по гражданскому делу № …, по определению стоимости транспортного средства”.
Таким образом, используемое раннее название итогового документа – “заключение экспертизы” заменено на “заключение эксперта” (возможно также – “заключение комиссии экспертов”). А в заключение специалиста добавлены слова: “экспертного исследования”, подчеркивающие то обстоятельство, что оно выполнено лицом, включенным в Государственный реестр судебных экспертов.
Пятое. В новой Инструкции изменены предельные сроки проведения экспертиз:
до 10 дней – для материалов с небольшим количеством объектов и не сложных по характеру исследования;
1 месяц – для материалов со средним количеством объектов или средней сложностью по характеру исследования;
2 месяца – для материалов с большим количеством объектов или сложных по характеру исследования;
больше 2 месяцев – для материалов с особенно большим количеством объектов или особо сложных по характеру исследования, при этом срок исполнения не должен превышать 3 месяцев;
Больший срок проведения экспертиз, в исключительных случаях, может быть уста-новлен только с письменного согласия органа или лица, которые назначили экспертизу.
Шестое. Инструкцией предусмотрено, что лицо или орган, которые назначили экс-пертизу или экспертное исследование должны обеспечить прибытие эксперта, доступ к объекту, надлежащие условия его работы, а также в случае необходимости вызвать участников процесса или других лиц. Последнее обстоятельство является весьма важным изменением в редакции Инструкции.
Седьмое. В Инструкции подчеркнуто то обстоятельство, что эксперт обязан провести полное исследование. В контексте получившего в последнее время распространение алгоритма расчетов, при котором осмотр поврежденного ТС производится в одном конце страны одним экспертом, а результаты осмотра передаются в другой город, где другим экспертом производится расчет материального ущерба, указанный механизм будет грубым нарушением Инструкции. А эксперт (специалист), ставящий итоговую подпись под таким заключением – не выполняет свои обязанности в соответствии с указанным пунктом Инструкции. Осмотр транспортного средства является одним из этапов экспертного исследования. Поэтому эксперт (специалист), не производивший осмотр ТС (за исключением случаев, оговоренных Инструкцией и Методикой товароведческой экспертизы и оценки транспортных средств), не может претендовать на полноту проведенного им исследования.
Мы привели далеко не полный перечень изменений в редакции Инструкции. К ним еще можно отнести и право эксперта на обеспечение безопасности при наличии соответствующих оснований, и изменения в перечне видов экспертиз, и изменения в названии частей заключения эксперта и многие другие изменения и дополнения, с которыми мы продолжим знакомить наших подписчиков в следующих выпусках Бюллетеня.
В дополнение к рассмотренной нами выше Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований хотелось бы обратить внимание наших коллег, вернее, тех из них, кто еще не успел ознакомиться с этим документом, на изменения к Инструкции о порядке осуществления нотариальных действий нотариусами Украины.
МІНІСТЕРСТВО ЮСТИЦІЇ УКРАЇНИ
Н А К А З
03.03.2004 N 20/5
Зареєстровано в Міністерстві юстиції України
3 березня 2004 р. за N 283/8882
Про затвердження Інструкції про порядок вчинення
нотаріальних дій нотаріусами України
(Із змінами, внесеними згідно з Наказом Міністерства юстиції N 40/5 від 24.05.2004)
141. При посвідченні договорів відчуження транспортних засобів, інших самохідних машин і механізмів нотаріусу подається висновок експерта про вартість транспортного засобу, який діє протягом двох місяців з дня проведення експертизи (12). Експертиза вартості транспортного засобу має бути виконана фахівцем, якого занесено до Державного реєстру судових експертів або Державного реєстру оцінювачів.
——————–
(12) Інструкція про порядок обчислення та справляння державного мита, затверджена наказом Головної державної податкової інспекції України від 22.04.1993 N 15 (із змінами і доповненнями), зареєстрована у Міністерстві юстиції України 19.05.1993 за N 50.*
Следующими документами, имеющими прямое отношение к основной массе наших подписчиков, являются Приказ Министерства юстиции Украины и Фонда государственного имущества Украины от 08.12.2004 г. № 137/5/2732 и утвержденные этим приказом Изменения к Методике товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств, которые мы публикуем в полном объеме.
МІНІСТЕРСТВО ЮСТИЦІЇ УКРАЇНИ
ФОНД ДЕРЖАВНОГО МАЙНА УКРАЇНИ
Н А К А З
08.12.2004 N 137/5/2732
Зареєстровано в Міністерстві юстиції України
8 грудня 2004 р. за N 1566/10165
Про внесення змін до Методики товарознавчої
експертизи та оцінки дорожніх транспортних засобів
Відповідно до статті 8 Закону України “Про судову експертизу” та статті 9 Закону України “Про оцінку майна, майнових прав та професійну оціночну діяльність в Україні” та з метою удосконалення порядку проведення оцінки дорожніх транспортних засобів
Н А К А З У Є М О:
1. Затвердити зміни до Методики товарознавчої експертизи та оцінки дорожніх транспортних засобів, затвердженої наказом Міністерства юстиції України та Фонду державного майна України від 24.11.2003 N 142/5/2092 і зареєстрованої в Міністерстві юстиції України 24.11.2003 за N 1074/8395, що додаються.
2. Начальнику управління експертного забезпечення правосуддя Міністерства юстиції України (Л.М. Головченко) подати цей наказ на державну реєстрацію відповідно до Указу Президента України від 03.10.92 N 493 (493/92) “Про державну реєстрацію нормативно-правових актів міністерств та інших органів виконавчої влади” (із змінами).
3. Контроль за виконанням цього наказу покласти: у Міністерстві юстиції України – на заступника Міністра юстиції України Пасенюка О.М.; у Фонді державного майна України – на заступника Голови Фонду державного майна України Парфененка Д.М.
Міністр юстиції України | О.В.Лавринович |
Голова Фонду державного майна України | М.В.Чечетов |
ЗАТВЕРДЖЕНО Наказ Міністерства юстиції України та Фонду державного майна України 08.12.2004 N 137/5/2732 |
ЗАРЕЄСТРОВАНО в Міністерстві юстиції України 8 грудня 2004 р. за N 1566/10165 |
ЗМІНИ
до Методики товарознавчої експертизи
та оцінки дорожніх транспортних засобів
1. У пункті 3.1:
абзац четвертий викласти в такій редакції:
“Для визначення вартості за порівняльним підходом використовуються статистично осереднені цінові дані ДТЗ, які були відчужені в Україні, за умов, що відповідають змісту поняття “ринкова вартість”, зокрема ґрунтуються на даних відкритого ринку ДТЗ і зведені в довідниках, до яких висуваються вимоги щодо науковості, об’єктивності, об’ємності інформації”;
доповнити пункт новим абзацом такого змісту:
“Зазначені вимоги встановлюються окремим рішенням Міністерства юстиції України та Фонду державного майна України після погодження з Наглядовою радою з питань оціночної діяльності”.
2. У пункті 4.3:
абзац перший викласти в такій редакції:
“4.3. За результатами оцінки оцінювач складає звіт про оцінку майна. У разі проведення судової автотоварознавчої експертизи за результатами здійснення відповідних досліджень екс-перт складає висновок експерта. У звіті про оцінку майна (акті) або висновку експерта зазначається така інформація”;
у підпункті “в”:
після слова “призначили” додати слово “(замовили)”;
слова “або з яким укладена угода про виконання оцінки” виключити;
у підпунктах “є” та “о” слова “(у разі необхідності)” виключити;
підпункт “р” викласти в такій редакції:
“висновок про вартість майна або висновок про результати автотоварознавчої екс-пертизи”.
3. У пункті 4.4 слово “дослідження” у всіх відмінках замінити словами “звіт про оцінку або висновок експерта” у відповідних відмінках.
4. У пункті 4.6 слова “угодою про виконання” замінити словами “договором про проведення оцінки майна або ухвалою суду про призначення експертизи”.
5. У пункті 5.1:
слова “уявляє собою” замінити словом “є”,
слово “висновку” замінити словами “оцінки майна”.
6. У пункті 7.4:
слова “довідкової літератури додатка 8” замінити словами “довідкової літератури, зокрема наведеної у додатку 8”; останній абзац викласти в такій редакції:
“К – коефіцієнт ринку регіону, який враховує відмінність поточних цін продажу та пропозиції до продажу у відповідному регіоні від цін з довідкової літератури. Значення коефіцієнта ринку приймається на підставі інформації, наведеної у табл. 4.7 додатка 4 до Методики”.
7. Абзац перший пункту 7.18 після слів “довідкової літератури” доповнити словом “зокрема”, слова “ринкової вартості” замінити словами “ринкової ціни”.
8. Абзац перший пункту 7.23 викласти в такій редакції:
“7.23. У разі відсутності цінових даних ДТЗ у довідковій літературі, зокрема зазначеній у додатку 8 до цієї Методики, а також у разі наявності обставин, обумовлених змінами економічного стану країни, що супроводжуються різкими коливаннями цін на ДТЗ, та в інших випадках, коли застосування довідкових даних є неможливим, допускається використання даних обмеженого ринку ДТЗ”.
9. У пункті 7.35.3:
абзаци третій та четвертий викласти в такій редакції:
“К1 – коефіцієнт приведення вартості ДТЗ у провідній країні-експортері до його вартості в країні придбання. Для ДТЗ, що ввозяться з провідних країн-експортерів Німеччини, США і Російської Федерації (ДТЗ виробництва країн СНД), його значення приймається рівним 1,0.
У разі використання інформації про середню ринкову ціну ДТЗ у провідній країні-експортері для ДТЗ, що ввозяться з інших країн, значення К1 приймається на підставі інформації, наведеної у табл. 4.8 додатка 4 до Методики”.
10. У пункті 7.35.5:
абзац перший після слів “у довідковій літературі” доповнити словом “зокрема”;
абзац другий доповнити словами “і включені у звіт про оцінку або висновок експерта”.
11. Останнє речення абзацу першого пункту 7.35.6 після слів “або в” доповнити словами “іншій довідковій літературі, зокрема”.
12. В абзаці першому пункту 7.35.11:
слова “згідно з довідковою літературою” виключити;
після слів “довідкової літератури” додати слово “зокрема”.
13. Абзац другий пункту 8.4.6 після слів “за даними” доповнити словами “довідкової літератури, зокрема”.
14. Пункт 8.4.10 після слів “довідкової літератури” доповнити словом “зокрема”.
15. У пункті 8.4.11:
абзац перший після слів “джерел інформації” доповнити словами “зокрема зазначених у додатку 8 до цієї Методики”;
абзац другий викласти в такій редакції:
“Рекомендований коефіцієнт коригування вартості складових частин, матеріалів, що застосовується до ціни дилерів у провідних країнах-експортерах ДТЗ, зазначається у довідковій літературі, зокрема в довіднику “Бюлетень автотоварознавця”.
16. Абзац перший пункту 8.5.3 після слів “ринкова вартість” доповнити словами “подібного непошкодженого”.
17. Додаток 4 доповнити табл. 4.7 та 4.8 такого змісту:
Таблиця 4.7. Значення коефіцієнта ринку регіону
Регіон | Коеф-т ринку регіону |
Адміністративні райони і районні центри з низькою інвестиційною привабливістю | 0.95 |
Обласні центри, районні центри з високою інвестиційною привабливістю |
1.05 |
Інші райони | 1.0 |
Примітка.
Відповідно до конкретної моделі ДТЗ значення К може відрізнятися від наведених значень.
Таблиця 4.8. Значення коефіцієнта приведення вартості ДТЗ у провідній країні-експортері до його вартості в країні придбання К1
Країна придбання | Значення коефіцієнта К1 |
Країни Скандинавії та Балтії | 0.9 |
Країни Близького Сходу та Туреччина | 0.8 |
Нідерланди | 0.85 – 0.9 |
Примітка.
Відповідно до конкретної моделі ДТЗ значення Кі може відрізнятися від наведених значень”.
18. Додаток 8 до Методики доповнити пунктом 2 такого змісту:
“2. Періодичний довідник “Збірник цін на запасні частини. Корпорація “УкрАВТО”, Київ”.
У зв’язку з цим пункти 2-79 додатка 8 до Методики вважати відповідно пунктами 3-80.
Начальник управління експертного забезпечення правосуддя Міністерства юстиції України |
Л.М. Головченко |
Директор Департаменту оцінки майна, майнових прав та професійної оціночної діяльності Фонду державного майна України |
Л.М. Головченко |
Проведя анализ принятых изменений, можно считать, что основной их смысл заключается в следующем.
Проводится более четкое разграничение между итоговыми документами по оценке транспортного средства, составляемого оценщиком и экспертом.
Существенно повышаются требования к справочным источникам информации, также повышаются требования к экспертам и оценщикам в части анализа и применения справочных данных.
В список рекомендуемых источников информации добавлен периодический справочник “Сборник цен на запасные части. Корпорация “УкрАВТО”, Киев”. Само его название говорит о той информации, которая в нем содержится и может быть использована в расчетах.
На экспертов и оценщиков возлагается ответственность за окончательное применение тех или иных справочных данных, что предусмотрено и требованиями Стандарта № 1 “Загальні засади оцінки майна і майнових прав”.
Важность применения должных источников информации, как по их номенклатуре, так и по дате выпуска, подтвердила и февральская (2005 года) проверка, проведенная в ряде регионов Украины и имевшая цель определить правильность оценки транспортных средств, реализуемых через Государственную исполнительную службу. Не касаясь результатов самой проверки (окончательную оценку могут дать только компетентные органы), следует отметить, что реализация конфискованных транспортных средств через исполнительную службу проводится по рыночным ценам в Украине (а не Германии). А для этого используются не данные немецких справочников, а данные отечественных справочников, в частности “Бюллетеня автотовароведа”. При этом выпуск справочника должен быть актуальным, т.е. содержать цены, действующие на момент проведения оценки. Нарушение этих требований может привести к самым плачевным результатам и, прежде всего для лица, проводившего оценку транспортного средства.
К вопросу об исходных данных для оценки транспортных средств
Полуницкий И.В. – младший научный сотрудник лаборатории судебных транспортно-товароведческих экспертиз Донецкого НИИ судебных экспертиз.
Новоселецкий И.Н. – заведующий лабораторией судебных транспортно-товароведческих экспертиз Донецкого НИИ судебных экспертиз
Все нормативно-правовые документы, регламентирующие экспертные исследования и оценку транспортных средств (далее – ТС) в Украине, предусматривают предоставление заказчиком исследования (оценки) исходных данных, имеющих значение для его проведения.
Изначально следует отметить, что ряд данных эксперт устанавливает самостоятельно, в процессе осмотра и идентификации транспортного средства, что является первичным этапом оценки. К таким исходным данным относятся данные об объеме двигателя, годе изготовления, показаниях одометра транспортного средства, данные о его техническом состоянии в части наличия повреждений и дефектов, данные о его комплектности и укомплектованности.
В то же время, ряд исходных данных, необходимых для расчета, установить экспертным путем не представляется возможным. К таким данным относятся данные об условиях эксплуатации транспортного средства до исследования (оценки); данные о количестве предыдущих владельцев; работоспособности одометра с момента начала эксплуатации транспортного средства; данные об объеме, характере и дате проведения ремонтов ТС; данные о дате обновления составных ТС, проведенных его улучшениях и т.д.
Перечисленная категория данных, вместе с тем, в большинстве случаев известна заказчику исследования (оценки) и может быть предоставлена им для проведения расчетов. В этом случае, указанные данные должны быть изложены заказчиком в письменном виде в документе, являющемся основанием для проведения расчетов. При проведении судебной экспертизы – это в постановлении или определении о назначении экспертизы. При экспертном исследовании – в заявлении, письме, договоре; при оценке – в договоре на проведение оценки ТС.
С точки зрения авторов статьи, наиболее удобной формой изложения исходных данных при проведении несудебных исследований является договор на проведение исследования, заключенный между его заказчиком и юридическим лицом, проводящим оценку ТС. Безусловно, основные положения договора и его структура определяются существующими требованиями, авторы же ставят целью сконцентрировать внимание исполнителей на тех моментах, которые должны быть отражены в договоре с точки зрения экспертов-специалистов в области оценки транспортных средств и призваны обеспечить, с одной стороны, документальное обеспечение данных, а с другой – защитить эксперта в случае возникновения претензий к его работе.
Договор также может быть дополнен пунктами, в которых заказчик исследования берет на себя ответственность о работоспособности (неработоспособности) составных ТС, проверить которые невозможно при осмотре транспортного средства (например, ввиду его некомплектности). Указанные обстоятельства существенны при оценке разукомплектованной техники. Более того, при отсутствии соответствующих ссылок на данные, предоставленные заказчиком исследования, абсолютно необоснованными и вызывающими глубокое сомнение являются описания транспортного средства типа: “Аккумуляторная батарея отсутствует, двигатель, коробка переменных передач и задний мост неработоспособны и требуют замены”. Отсутствие или неработоспособность первых двух составных ТС практически исключают диагностику остальных в процессе осмотра транспортного средства.
Самым главным в договоре является то, что при его наличии ответственность за корректировку стоимости транспортного средства по многим критериям, связанным с техническим состоянием транспортного средства и условиям его эксплуатации до оценки, должен взять на себя заказчик исследования, заверив указанные обстоятельства в договоре. В противном случае, специалист (оценщик), в случае самостоятельного выбора параметров технического состояния и условий эксплуатации, не оговоренных в договоре, несет всю полноту ответственности за их достоверность и обоснованность.
Исходя из изложенного, договор в обязательном порядке должен содержать позиции, в которых подчеркнута ответственность заказчика исследования (оценки) за достоверность предоставляемой им информации.
В первую очередь следует обратить внимание на само название и суть договора, т.е. предмет договора.
ДОГОВОР
о проведении экспертного автотовароведческого исследования
транспортного средства
г. Донецк “_____” ___________ 200 __ г.
Общество с ограниченной ответственностью “…”, именуемое в дальнейшем “Исполнитель” в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании _______________________________________________________________ с одной стороны, и владельца (совладельца) транспортного средства, именуемого в дальнейшем “Заказчик”, в лице _______________________________________________________________, с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1. Заказчик поручает, а Исполнитель выполняет экспертное автотовароведческое исследование (оценку) транспортного средства _______________________________________ (марка, модель, модификация объекта исследования), государственный номер ____________ _____________________________________ на предмет определения:
– рыночной стоимости транспортного средства;
– материального ущерба, причинённого владельцу транспортного средства;
– стоимости восстановительного ремонта транспортного средства;
В разделе “Права и обязанности сторон” необходимо зафиксировать обязанности как заказчика, так и исполнителя, причем приводимые авторами пункты договора соответствуют нормативным документам, действующим в Украине. С точки зрения эксперта целесообразным будет наличие в этом разделе следующих пунктов:
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
ЗАКАЗЧИК обязан:
1. Обеспечить вызов заинтересованных лиц на технический осмотр с указанием даты, места и времени проведения осмотра ДТС (после их согласования с Исполнителем).
2.Обеспечить надлежащие безопасные условия осмотра (освещение, свободный доступ, возможность осмотра ДТС с разных сторон и т.д.) объекта исследования.
3. Заказчик должен обеспечить прибытие представителя Исполнителя, которому поручено экспертное исследование к объекту исследования или доставку объекта исследования к Исполнителю.
4. По требованию представителя Исполнителя, которому поручено экспертное исследование, Заказчик должен представить следующие документы:
а) удостоверение личности и (при необходимости) доверенность на право представлять интересы владельца исследуемого ДТС;
б) свидетельство о регистрации ДТС (технический паспорт ТС или карту учёта ГАИ);
в) комплект сопроводительных документов (таможенную декларацию, инвойс, купчую, справку-счёт и т.д.);
г) документ об оценке ДТС (если проводилось предварительное исследование) или его копию;
д) справку об оплате обязательных платежей;
е) заказ-наряд на выполнение восстановительных работ на специализированной станции технического обслуживания, чек на приобретение составляющих ДТС;
ж) прочую документацию на ДТС в оригинале или копии (сервисную книжку, талоны гарантийного обслуживания, страховой полис, чек на возврат налогов в соответствии с системой Europe Tax-Free Shoping Checkes и т.д.);
ЗАКАЗЧИК, при наличии у него объективных данных, дополнительно предоставляет следующие данные о транспортном средстве
На транспортном средстве:
– выполнен капительный ремонт двигателя.
Дата проведения ремонта: ___________________;
– выполнен капитальный ремонт кузова с полной окраской.
Дата проведения ремонта: ___________________;
– произведена замена кузова новым.
Дата проведения замены: ____________________;
Транспортное средство:
– эксплуатировалось в режиме такси;
– происходила смена нескольких владельцев в течении трёх лет;
– находилось в полной или частичной собственности юридического лица;
– эксплуатировалось в условиях автошкол;
– эксплуатировалось как скорая помощь (кроме санитарных машин);
– эксплуатировалось вне дорог общего пользования (не менее 30% пробега);
– ранее имело аварийные повреждения.
Дата получения аварийных повреждений: ___________________;
Перечень поврежденных деталей и характер их повреждения или примененного ремонтного воздействия _______________________________________________
_______________________________________________
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ, КОТОРОМУ ПОРУЧЕНО ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ обязан:
1. Принять для исполнения порученное экспертное исследование (оценку);
2. Провести полное исследование (оценку), дать обоснованный и объективный вывод;
3. Предоставить по требованию Заказчика пояснения по поводу проведенного им экспертного исследования или уведомления о невозможности его проведения;
4. Уведомить в письменной форме в срок до 5 дней Заказчика о невозможности проведения экспертного исследования, если будут установлены обстоятельства, при которых решение поставленных вопросов будет выходить за пределы компетенции специалиста или в случае, когда предоставленных Заказчиком данных недостаточно для решения поставленных вопросов, а затребованные дополнительные данные Заказчиком не предоставлены;
5 Отказаться от проведения экспертного исследования (оценки) при наличии предусмотренных законом обстоятельств (заявить самоотвод);
6. С разрешения Заказчика проводить отдельные исследования в присутствии лиц, определенных Заказчиком.
7. По требованию Заказчика, ознакомить его (заинтересованных лиц) с результатами технического осмотра транспортного средства.
Приведенные выше пункты могут быть оформлены в виде дополнения к стандартному договору, но должны быть заверены заказчиком.
В разделе “Ответственность сторон” целесообразно изложить следующие положения:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
Заказчик несет ответственность за достоверность предоставленной им информации о транспортном средстве в соответствии с действующим законодательством.
ИСПОЛНИТЕЛЬ не несёт ответственности в случае:
1. Если номер кузова автомобиля, содержащий информацию, необходимую для иден-тификации ДТС, а также данные, содержащиеся в свидетельстве о регистрации автомобиля подвергались изменениям c целью их искажения.
2. Если показания одометра транспортного средства подвергались воздействию с целью его искажения.
3. Если данные Заказчика в части условий эксплуатации транспортного средства, наличия или отсутствия у него аварийных и других повреждений до даты оценки, и других данных, используемых в расчетах, не являются достоверными.
Не забывайте и о сроках исполнения договора, внеся соответствующую информацию в раздел “Срок действия договора”
Установление отдельных данных не всегда возможно в категоричной форме при осмотре транспортного средства и не всегда такую информацию в категоричной форме может предоставить заказчик исследования.
В этом случае указанные данные должны быть приняты в вероятной или условной форме. Соответственно и выводы в этом случае необходимо формировать в условной или вероятной форме.
В том случае, когда экспертом (оценщиком) какие-либо данные объективно определить не представляется возможным и эти данные объективно не может представить заказчик, то расчеты проводятся без учета указанных данных, позволяющих проводить более точную корректировку стоимости ТС или стоимости материального ущерба. Естественно, это не относится к тем данным, без которых проведение расчетов вообще невозможно (например: данных о годе изготовления ТС, его марки модели, и т.д.).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛОВ ОКРАСКИ
(продолжение. Начало в выпуске Б.А. № 28)
Цокур К.Г. – младший научный сотрудник лаборатории судебных транспортно-товароведческих экспертиз Донецкого НИИ судебных экспертиз.
За время, прошедшее после выпуска №28 Бюллетеня автотовароведа, на рынке лакокрасочных материалов (далее ЛКМ) произошли изменения в части повышения цен на продукцию большинства их изготовителей. Более всего повысились цены на ЛКМ фирмы “STANDOX”.
Поэтому в настоящей статье приводятся обновленные данные по нормам расхода основных и вспомогательных материалов, необходимых при окраске транспортных средств, именно фирмы “STANDOX”. Исходя из алгоритма решения поставленной задачи, приведенного в предыдущих выпусках Бюллетеня, эксперты (оценщики) могут самостоятельно корректировать стоимость материалов, расходуемых на 1м2 окрашиваемой площади ДТС и по другим изготовителям ЛКМ, имея в виду, что цены на материалы постоянно изменяются.
Поскольку приведенные ниже данные взяты из отчета о разработках Донецкого НИИ судебных экспертиз, редакция сочла возможным привести их на языке оригинала.
Переход к странице 2