Бюллетень автотовароведа № 21 «Стоимость восстановительного ремонта ТС после полного затопления»
Прокатившаяся по странам Западной Европы волна наводнений, повысила актуальность использования правильных подходов к оценке транспортных средств, подвергшихся затоплению.
По многочисленным просьбам наших подписчиков, мы повторяем в рубрике “Профессиональный комментарий” публикацию ведущих экспертов корпорации “УкрАвто” Рябченко В.И., Шатилова В.А и заведующего лабораторией судебных транспортно-товароведческих исследований Донецкого НИИ судебных экспертиз Новоселецкого И.Н. по указанной тематике.
В рубрике “Официальная информация” мы публикуем принятое по данной проблеме решение Государственного таможенного комитета.
Мы также приводим ответ на довольно часто возникающий вопрос: “Входит ли в компетенцию судебного эксперта-автотовароведа определение причин отказа транспортных средств и их составляющих?”.
“О некоторых аспектах расчета стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, повергшихся затоплению”
Новоселецкий И.Н. (ДНИИСЭ), Рябченко В.И. (УАК “Укравто), Шатилов В.А.(УАК “Укравто).
Основополагающим моментом при ремонте любых повреждений транспортных средств (ТС), в том числе и в результате их затопления, является восстановление технического состояния поврежденного транспортного средства, его деталей, узлов и агрегатов, на основании действующих нормативов трудоемкости.
Особенностью определения номенклатуры и характера поврежденных деталей и узлов затопленного транспортного средства, является то, что на характер повреждения деталей влияет длительность воздействия водной среды и ее агрессивность, определяемая составом содержащихся примесей и уровнем затопления автомобиля. То есть, повреждения могут быть более значительными, и получены в меньший срок, если транспортное средство будет затоплено морской водой или канализационными стоками.
Другой особенностью повреждений ТС вследствие затопления является то обстоятельство, что ряд деталей автомобилей изготовлены из материалов, изменяющих (или могущих изменить) свои прочностные и потребительские свойства под воздействием водной среды. Это относится, в первую очередь, к отдельным материалам обивки салона, могущим не только изменить свой цвет (полинять), но и геометрические размеры – покоробиться, растянуться и т.д.
К достаточно серьезным последствиям может привести попадание воды в различные узлы и агрегаты ТС, изначально не рассчитанные на работу и нахождение в водной среде. Это обусловлено не только высокой окислительной агрессивностью водных растворов, но и негативными последствиями
соединения воды с материалами, используемыми в автомобилях (смазочные материалы, рабочие жидкости и т.д.).
Еще одной особенностью является то, что в отличии от аварийных повреждений ТС в результате дорожно-транспортных повреждений, визуально определяемых с момента их появления, повреждения после затопления могут проявиться через неопределенный промежуток времени, необходимый для коррозионного разрушения детали, или отказа узла вследствие вымывания или разбавления смазки.
Кроме того, через промежуток времени, длительность которого определить расчетным путем практически не представляется возможным, может наступить отказ деталей и узлов, вследствие окислительных процессов на клемах электрических соединений и в монтажных блоках.
Сложность расчетов по определению стоимости восстановительного ремонта указанных ТС обусловлена отсутствием в ряде случаев нормативов трудоемкости, регламентирующих в полном объеме диагностику и ремонт ТС.
Исходя из изложенного, авторы считают целесообразным при расчете стоимости восстановительного ремонта ТС вследствие его затопления, исходить из необходимости следующих ремонтных работ:
· полной антикоррозионной и противошумной обработки кузова автомобиля;
· необходимости замены деталей обивки салона, дверей, обивки сидений (если данная операция не предусмотрена нормативами трудоемкости завода-изготовителя, то замене подлежит поврежденная часть сидения, или сидение в сборе), шумоизолирующих материалов, находящихся на уровне затопления.
Если ТС было затоплено особо грязными, антисанитарными жидкостями, содержащими устойчивый неприятный запах (например канализационными стоками, жидкостями, содержащими химические компоненты, удобрения и т.д.), необходимо производить полную замену всех деталей обивки салона, сидений в сборе, шумоизолирующих материалов, ковриков пола, обивки дверей, не зависимо от высоты затопления самого салона.
· необходимости диагностики, комплексной проверки работоспособности всей системы электрооборудования ТС;
Детали и узлы электрооборудования, подвергшиеся затоплению, подлежат ремонту (с их разборкой, очисткой, дефектовкой и т.д.) если таковой предусмотрен нормативами трудоемкости (например, генератор, стартер, монтажный блок и т.д.), независимо от результатов предварительной диагностики.
При установлении неисправности деталей, узлов электрооборудования, ремонт которых не предусмотрен (фонари задние, рассеиватели фар передних и т.д.), следует учитывать необходимость их замены.
· узлы ходовой части, рулевого управления, трансмиссии, подвергшиеся затоплению, работоспособность которых определяется обязательным наличием смазки (например: шаровые пальцы подвески, привод передних колес, подшипник опоры карданного вала и т.д.), должны быть подвергнуты ремонту с заменой смазки.
Необходимо провести замену масла в двигателе, КПП, редукторе заднего моста, если они располагались ниже уровня затопления, а также замену всех фильтрующих элементов.
В смету восстановительного ремонта включается проверка технической исправности всех затопленных деталей, узлов, систем на основании нормативов трудоемкости на контрольно-диагностические работы.
Установление ремонтных воздействий для деталей, узлов ТС, подвергшегося затоплению, определяется на основании внешнего осмотра с проверкой их работоспособности.
Следует отметить, что в каждом индивидуальном случае номенклатура и характер повреждений затопленных ТС могут отличаться от рассмотренных выше. Поэтому правильность составления смет восстановительного ремонта рассматриваемой категории поврежденных ТС, определяется прежде всего квалификацией самого эксперта.
Компетентность эксперта при определении технического состояния автомобиля
и его составных частей
Вопрос: “Является ли правомочной постановка вопроса перед судебным экспертом (специальность 12.2) о причинах отказа работы деталей либо агрегатов ТС?”
Новоселецкий И.Н. – Заведующий лабораторией транспортно-товароведческих исследований Донецкого НИИ судебных экспертиз
Определение технического состояния транспортного средства и его составных частей (в частности двигателя) является многоуровневым исследованием, зависящим от конкретно поставленной задачи перед специалистом.
Основные задачи различных видов экспертных исследований изложены в “Научно-методических рекомендациях по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз”, утвержденных Приказом Министерства юстиции Украины от 08.09.98 № 53/5.
Исследование технического состояние транспортного средства (его составных частей) на предмет установления технических неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, причин и времени их образования является задачами автотехнической экспертизы.
В отдельных случаях, причины неисправностей деталей и узлов транспортных средств устанавливаются при проведении экспертизы металлов и сплавов или (и) экспертизы полимеров и стекла. Указанные экспертизы позволяют ответить на вопросы о соответствии используемых материалов составных частей транспортного средства требованиям завода-изготовителя.
Установление механизма повреждения составных частей транспортного средства, равно как и установление факта их замены, производится комплексными исследованиями – трасологическими, химическими (лакокрасочных материалов и покрытий) и т.д.
Техническое состояние транспортного средства в части соответствия его комплектности и укомплектованности данным завода-изготовителя, соответствия его технических характеристик нормативно-техническим
требованиям, а также стоимостная оценка транспортного средства в конкретном техническом состоянии являются предметом исследования автотовароведческой экспертизы.
Предметом автотовароведческой экспертизы также является установление факта замены или возможности замены отдельных составных частей транспортного средства в контексте анализа данных изготовителя транспортного средства о технологических и технических особенностях его конструкции.
Таким образом, в общем случае, исследование технического состояния может представлять собою либо комплексную экспертизу с участием специалистов всех или нескольких из вышеуказанных экспертных специальностей, либо являться одной, отдельной экспертизой, по одному из приведенных направлений.
Исходя из изложенного, специалист, имеющий квалификацию судебного эксперта по специальности 12.2, имеет право проводить исследование технического состояния составных частей транспортного средства (в том числе и двигателя) в пределах его компетенции.
Определение причин (а не последствий) отказов составных частей транспортного средства не входит в компетенцию судебного эксперта-автотовароведа.
Необходимым условием для определения причины отказа двигателя является установление самого факта его неработоспособности. А само исследование причин отказа двигателя, как было указано выше, не входит в компетенцию судебного эксперта с правом проведения автотовароведческих исследований, а, следовательно, не соответствует требованиям “Положения о порядке проведения судебной автотовароведческой экспертизы транспортных средств”, утвержденного Приказом Министерства юстиции Украины от 01.10.1999 г., №60/5.
С вопросами обращайтесь к Новоселецкому И.Н. по телефону в Донецке 8 (062) 335-14-49
ЛИСТ
Начальникам регіональних митниць
11/4-13.1-8635-ЕП від 25.09.2002 р.
Щодо митного оформлення транспортних засобів
В зв’язку із запитами, які находять на адресу Держмитслужби з питань визначення митної вартості при митному оформленні транспортних засобів позицій УКТ 8101-8704. які були затопленi пiд час стихiйного лиха в країнах Європи. Повiдомляємо наступне.
З метою запобiгання спробам заниження митної вартостi автотранспортних засобiв, якi були затопленi пiд час стихiйного лиха в країнах Європи, обов’язково створити тимчасовi комiсiї, до (№ 13590с-еп вiд 26.09.2002) складу яких, крiм працiвникiв оперативних пiдроздiлiв та спiвробiтникiв вiддiлiв тарифiв та митної вартостi, залучати представникiв вiддiлiв платежiв, вiддiлiв власної безпеки, вiддiлiв по боротьбi з контробандою та порушеннями митних правил.
При проведеннi митного оформлення в обов’язковому порядку складати акт. Iз зазаначенням ознак затоплення, технiчного стану, перелiку пошкоджень, з наданням фотоматерiалiв. Акт завiряється пiдписами учасникiв тимчасових комiсiй.
Митне оформення вищезазначенних транспортних засобiв здiйснювати тiльки за наявностi висновку експерта, який має вiдповiдну лiцензiю Мiнiстерства юстиції України.
Заступник голови Державної митної служби України | П. Пашко |