Бюллетень автотовароведа № 27 «О применении “Методики товароведческой экспертизы…”»
Некоторые вопросы применения “Методики товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств”
Вышедшая в 2003 году Методика товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств предусматривает достаточно высокий уровень подготовленности специалистов при ее использовании. Подавляющее большинство экспертов и оценщиков разобралось с тонкостями ее применения. Этому, кстати, способствовал и цикл проведенных Союзом экспертов Украины семинаров по всей стране. Для начинающих специалистов и тех, кто не сумел самостоятельно разобраться с Методикой, мы предлагаем не сетовать на нее, а еще раз вместе с нами детально ознакомиться с нюансами ее применения.
В настоящем выпуске “Бюллетеня автотовароведа” мы публикуем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по применению отдельных положений Методики и надеемся, что они помогут получению объективных оценок транспортных средств.
Вопрос: В приложениях к Методике, отсутствуют таблицы для определения Г (процентного показателя рыночной стоимости ДТС) и Гк – (коэффициента корректирования рыночной стоимости ДТС по пробегу) для легковых ТС. В связи с этим невозможно оценить легковые автомобили со сроком эксплуатации до двух лет, данные о которых отсутствуют в “Бюллетене автотова-роведа”. Просим привести пример определения стоимости такого легкового автомобиля со сроком эксплуатации 1.5 года и пробегом 40 тыс. км.
Ответ: В Методике намеренно из приложений исключены таблицы по определению процентного показателя рыночной стоимости Г легковых транспортных средств и таблицы соответствующего корректирования по их пробегу Гк. Это обусловлено тем, что определение процентного показателя рыночной стоимости Г лишь по данным объема двигателя (что имело место до принятия данной Методики) приводило к значительному снижению точности расчетов рыночной стоимости легковых транспортных средств.
Так, значение Г для автомобиля ГАЗ-24, и Mercedes-Benz с объемом двигателя до 2500 см3, или для внедорожного ТС и легкового седана с близкими объемами двигателей имели одно и то же значение, что сказывалось на точности расчетов данным методом. В соответствии с действующей Методикой, для определения значения показателя Г используются данные Сд (цена подержанного ДТС согласно справочным данным) и Цн (цена нового транспортного средства) относительно аналогичных ДТС. Тем самым принимается, что падение стоимости в процентном выражении, в зависимости от срока эксплуатации, у аналогичных ДТС будет наиболее близко по своему значению. Например, для определения рыночной стоимости автомобиля Mazda 6 2.0i, со сроком эксплуатации Т – 1.5 года (ноябрь 2002 года), и пробегом П – 40 тыс. км, на дату оценки – март 2004 года, необходимо выполнить следующие оценочные процедуры:
а) подобрать аналогичный или несколько аналогичных ДТС с учетом требований п.7.12 Методики. Для автомобиля Mazda 6 2.0i такими ДТС могут быть Mazda 6 1.8i и Mazda 6 2.3i в базовой комплектности, объемы двигателей которых отличаются от оцениваемого больше чем на 5%;
б) определить для выбранных ДТС цену с учетом срока эксплуатации оцениваемого ДТС – Сд и цену нового ДТС – Цн. Соответственно, для Mazda 6 1.8i значения указанных показателей составят 18405$ и 24600$, а для Mazda 6 2.3i – 24975$ и 33210$ (по данным справочника “Бюллетень автотовароведа”, выпуск № 25, при курсе 1$ = 5.33 грн; 1? = 6.53 грн);
в) рассчитать значение показателя Г для выбранных ДТС как отношение Сд к Цн и определить его среднее значение. Значение показателя Г для Mazda 6 1.8i составит 74.8%, для Mazda 6 2.3i – 75.2% . Среднее значение равно 75 %;
г) определить среднюю рыночную цену автомобиля Mazda 6 2.0i со сроком эксплуатации Т – 1.5 года, без учета влияния рынка региона, по формуле (4) Методики: 27552 · 75.0/100 = 20664$, где 27552$ – цена нового автомобиля Mazda 6 2.0i по данным справочника “Бюллетень автотовароведа”, выпуск № 25, при курсе 1$ = 5.33 грн; 1? = 6.53 грн).
Примечание. Для сравнения: рыночная стоимость данного ДТС, полученная с помощью более точного метода расчета – сравнительного подхода для идентичных ДТС, составляет 20130 $ (согласно данных, приведенных в упомянутом справочнике “Бюллетень автотовароведа”). Разность будет составлять около 2.6 %.
В то же время, в случае использования таблицы значений показателя Г, по предшествующему “Положению о порядке проведения судебной автотовароведческой экспертизы транспортных средств и Научно методическим рекомендациям по вопросам проведения автотовароведческой оценки транспортных средств”, указанное значение Г будет составлять 80%, а рыночная стоимость автомобиля Mazda 6 2.0i будет составлять 22042 $. Разность относительно справочных данных будет составлять 9.5 %, что почти в три раза менее точно по сравнению с расчетами по принятой Методике. Таким образом, наглядно видно, что указанная Методика, в случае ее грамотного применения, дает значительно более точные результаты.
Корректирование стоимости ДТС по пробегу Гк, в соответствии с Методикой проводится на основе среднестатистического годового пробега и фактического пробега за год. Для Mazda 6 2.0i, согласно данных справочника “Бюллетень автотовароведа”, среднестатистический годовой пробег составляет – 20500 км в год, а фактический пробег за год в рассматриваемом случае составляет 26667 км (при сроке эксплуатации ДТС – 1.5 года и общем фактическом пробеге – 40000 км). Корректирование производится следующим образом:
а) сравниваются значения среднестатистического годового пробега для данной модели ДТС со значением ее фактического пробега за год, и вычисляется разность между этими показателями (в приведенном примере она составляет 6167 км);
б) в соответствии с рекомендациями справочной литературы (в данном случае – справочника “Бюллетень автотовароведа”), значение показателя Гк определяется из соответствующей таблицы и составляет 11.4%;
в) определяется рыночная стоимость автомобиля Mazda 6 2.0i со сроком эксплуатации 1.5 года и общим фактическим пробегом 40000 км без учета условий его ухода, хранения, эксплуатации, комплектности, укомплектованности, учета влияния рынка региона по формуле (2) Методики:
Вопрос: Величина физического износа для автомобилей со сроком эксплуатации до двух лет равняется нулю, а больше двух лет сразу составляет определенную величину. Как может величина физического износа ДТС со сроком эксплуатации один год и одиннадцать месяцев с пробегом 55 тыс. км приравниваться нулю, а со сроком эксплуатации два года и один месяц с тем же пробегом (два месяца автомобиль не эксплуатировался) может быть достигать до 40 %?
Ответ: Методикой предусмотрено, что износ необходимо рассчитывать в случаях повреждения или разукомплектования ДТС. При этом, если автомобиль подвергался восстановительному ремонту, то физический износ необходимо учитывать независимо от срока его эксплуатации. Относительно физического износа автомобилей со сроком эксплуатации до двух лет необходимо отметить следующее.
Под износом (обесценением) согласно Стандарту № 1 “Общие основы оценки имущества и имущественных прав” (утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 сентября 2003 г. за № 1440) следует понимать потерю стоимости имущества сравнительно со стоимостью нового имущества.
При этом физический износ, согласно Стандарту № 1 (в Методике, по сути, заложен такой же смысл данного понятия) – “износ, обусловленный частичной или полной потерей первоначальных технических и технологических качеств объекта оценки”. Общеизвестно, что стоимость ДТС в наибольшей степени уменьшается в первые годы эксплуатации ДТС. Техническое же состояние ДТС в случае его обычного использования почти не изменяется. Больше того, в соответствии с гарантийными соглашениями официальных дилеров производителей ДТС (методика ориентирована на официальные учреждения, а не на “серые”, законность работы которых сомнительна, в том числе и в части уплаты налогов), для ДТС в гарантийном периоде эксплуатации должны применяться в случае замены только новые, оригинальные запасные части. Как правило, большинство производителей ДТС устанавливают гарантийные обязательства на срок около 2 лет.
Таким образом, восстановление ДТС со сроком эксплуатации до 2 лет с начислением его износа, с одной стороны, противоречило бы требованиям, установленным производителями ДТС, с другой стороны, противоречило бы положениям Стандарта № 1 в части понятия физического износа, так как в действительности существенных изменений в техническом состоянии за дан-ный срок эксплуатации не происходит.
Падение же стоимости на величину 20…40% не должно вызывать удивление, как вследствие обстоятельств, приведенных выше о фактическом снижении стоимости в первые годы эксплуатации, так и исходя из международного опыта оценки. Так, в Германии падение стоимости ДТС только вследствие первой покупки (единовременно) составляет около 20%. И начислять износ на почти новые запасные части к поврежденным транспортным средствам там тоже не будут. Установление же определенной планки и условий, при которых износ не начисляется, является такой же необходимостью, как и установление предельных значений скорости в населенном пункте – 60 км/ч (кстати, в разных странах это значение может быть разным), и отклонение от установленных значений даже на незначительную величину считается нарушением Правил.
Кроме того, применение коэффициента физического износа к новым деталям ДТС следует рассматривать в контексте постановления Пленума Верховного Суда № 6 от 27.03.92 (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающего, что ответчик должен предоставить вещь такого же качества (если это возможно): “Зокрема, слід враховувати, що відшкодування шкоди шляхом покладення на відповідальну за неї особу обов’язку надати річ того ж роду і якості, виправити пошкоджену річ, іншим шляхом відновити попереднє становище в натурі, застосовується, якщо за обставинами справи цей спосіб відшкодування шкоди можливий. Коли відшкодування шкоди в натурі неможливе, потерпілому відшкодовуються в повному обсязі збитки відповідно до реальної вартості на час розгляду справи втраченого майна, робіт, які необхідно провести, щоб виправити пошкоджену річ, усунути інші негативні наслідки неправомірних дій заподіювача шкоди”.
Следует отметить, что найти на вторичном рынке запасную часть для полуторагодовалого ДТС, в ценовом плане соответствующую износу относительно новой детали, допустим, в 10% – невозможно. Вторичный рынок запасных частей, как раз и представлен в своем подавляющем большинстве ценовым диапазоном – 60…30% (т.е., износом – 40…70%) от цены такой же новой детали (естественно, при условии ее кондиции).
Вопрос: Как определить рыночную стоимость легкового транспорт-ного средства со сроком эксплуатации до одного года, если в справочнике “Бюллетень автотовароведа” его цена (эксплуатируемого несколько месяцев) отсутствует?
Ответ: Методика отдает предпочтение расчетам, основанным на статистически осредненных ценовых данных о продажах (предложениях к продаже) отчуждаемых ДТС. Не будет секретом утверждение, что отчуждения транспортных средств со сроком эксплуатации до 1 года происходят крайне редко и ценовая выборка при этом недостаточна для проведения статистической обработки. Поэтому серьезные зарубежные справочные издания и их программные продукты по расчету стоимости ДТС (например, продукция фирмы “DAT Marktspiegel”) не предусматривают расчеты таких ДТС (вместе с тем, в них существует возможность помесячного учета срока эксплуатации ДТС с большим сроком эксплуатации, позволяющим получить устойчивые стоимостные значения).
Корректировка стоимости ДТС со сроком эксплуатации до одного года, при отсутствии в справочнике “Бюллетень автотовароведа”, соответствующих ценовых значений, происходит только по пробегу, а не по сроку эксплуатации (конечно, если отсутствует необходимость в корректировке по параметрам Дз и Сдоп). При корректировании используется разность между фактическим пробегом и нулевым.
При этом используется формула (3) Методики, где в качестве значения Сд принимается значение цены нового ДТС.
Вопрос: Формула для определения физического износа пневматических шин (Еш) громоздкая и неудобная для использования. Существует ли более простой способ определить этот параметр?
Ответ: В части формулы для определения коэффициента физического износа шин следует отметить, что внимательное ознакомление с Методикой позволяет установить, что: “Коэффициент физического износа для пневматических шин ДТС (Еш) определяется по данным табл. 4.1 приложения 4 к данной Методике или по формулам (15), (16) с применением, в случае необходимости, интерполирования (пункт 7.29 Методики). То есть, использование данных таблиц Методики представляет собой простой способ определения износа шин. А для более точного определения износа шин высококвалифицированным специалистом может применяться расчет по приведенным в методике формулам.
Вопрос: В промежуточную формулу для определения Сдод, которая применяется для определения рыночной стоимости ДТС (С) входит показатель ВТВ. В свою очередь, ВТВ определяется на основании рыночной стоимости ДТС. Как определить промежуточное значение величины через его конечный результат одной формулой?
Ответ: Формула для определения Сдод (с фактором ВТВ) используется в случае непосредственного определения рыночной стоимости С поврежденного ДТС, а также в тех случаях, когда определение рыночной стоимости ДТС является промежуточным этапом для определения коэффициента физического износа в расчетах стоимости материального ущерба.
А) В первом случае (при непосредственном определении рыночной стоимости С), дата оценки ДТС совпадает с датой, на которую надо учитывать повреждения ДТС. То есть, поврежденный ДТС будет оцениваться исходя из потребности учета повреждений на момент оценки, независимо от момента их образования. При этом ВТВ начисляется относительно идентичного, но не поврежденного ДТС на дату оценки. Это требование вытекает из понятия потери товарной стоимости, приведенного в Методике: “Величина потери товарной стоимости – условная величина снижения рыночной стоимости ДТС, восстановленного в соответствии с нормативными требованиями после повреждений по сравнению с рыночной стоимостью подобного неповрежденного ДТС”.
Б) В случае определения ВТВ как промежуточного этапа для расчета коэффициента физического износа, с целью последующего установления стоимости материального ущерба, следует исходить из того, что, в общем случае, расчеты ведутся по ценам на дату оценки, но при техническом состоянии (а, следовательно, и физическом износе) ДТС на момент повреждения (разукомплектования). Это оговорено и пунктом 32 Стандарта № 1: “Для застрахованного имущества, подобного имуществу, которое продается (покупается) на рынке, оценка размера вероятного страхового возмещения проводится исходя из характеристики имущества на дату причинения убытков до наступления страхового случая путем расчета прямых убытков”.
То есть, определение коэффициента физического износа Ез, а, следовательно, и рыночной стоимости С и ВТВ относится к повреждениям, которые имели место еще до оцениваемого события, которое исследуется (это является положительным моментом принятой Методики, так как действующее до этого Положение не учитывало в случае определения материального ущерба повреждения от предшествующих аварий). А пункт 7.26 Методики однозначно указывает, что “при определении физического износа отдельной составной ДТС, находившегося в эксплуатации, корректирование его стоимости, исходя из комплектности, укомплектованности и ВТВ от предшествующих ремонтов, не ведется”.
Следовательно, при определении стоимости материального ущерба (или стоимости восстановительного ремонта с учетом износа), ВТВ учитывается только от повреждений оцениваемого события. При этом и рыночная стоимость С и ВТВ определяются на момент до оцениваемых повреждений (т.е., без учета самих повреждений).
Вопрос: Согласно п. 8.2 стоимость материального ущерба, причиненного владельцу ДТС, определяется такой, которая приравнивается к рыночной стоимости ДТС на момент повреждения, если стоимость восстановительного ремонта (без учета износа) не меньше его рыночной стоимости. Правильно ли это? При повреждении 3-4 элементов (бампер, фара, крыло, двери) иномарки со сроком эксплуатации больше 10 лет, стоимость ремонта без учета износа может превышать стоимость всего автомобиля. В этом случае ответчик должен оплатить потерпевшему стоимость автомобиля на момент ДТП. Таким образом, у потерпевшего останется поврежденный автомобиль, и ответчик оплачивает ему стоимость этого автомобиля до повреждения. Кроме того, если заменить старые поврежденные детали новыми, то автомобиль обновляется и его стоимость увеличивается, т.е. цена автомобиля после ДТП будет больше чем до ДТП.
Ответ: Приведенные в Методике положения принципиально верные, отработанные во всех предшествующих Методиках товароведческих исследований и не могут подлежать изменениям, поскольку будут затронуты права граждан.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Украины о практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении вреда (Постановление № 6 от 27.03.92, с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями Пленума Верховного Суда Украины № 7 от 08.07.94; №11 от 30.09.94; № 15 от 25.05.98): “Следует учитывать, что возмещение вреда путем наложения на ответственное за нее лицо обязанности предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь, другим путем восстановить предшествующее положение в натуре применяется, если по обстоятельствам дела этот способ возмещения вреда возможен” (пункт 9 Постановления № 6 Пленума Верховного Суда Украины).
Установление на поврежденное ДТС запасных частей, бывших в эксплуатации в большинстве случаев невозможно вследствие их отсутствия, или в связи с тем, что это не предусмотрено изготовителем ДТС, Правилами дорожного движения, другими нормативным документами (например, составных частей ДТС, влияющих на безопасность движения, несущих частей кузова ДТС и т.д.).
В таком случае Пленумом Верховного Суда Украины предусмотрено: “Если возмещение вреда в натуре невозможно, пострадавшему возмещаются в полном объеме убытки, соответствующие реальной стоимости на время рассмотрения дела утраченного имущества, работ, которые необходимо провести, чтобы исправить поврежденную вещь, устранить другие отрицательные следствия неправомерных действий причинившего вред” (пункт 9 Постановления № 6 Пленума Верховного Суда Украины). Это требование абсолютно не противоречит и положениям действующего Гражданского кодекса Украины.
Восстановление ДТС происходит с использованием новых запасных частей (в случае обоснованности их замены), с последующим учетом их физического износа в случае возмещения убытка в денежном виде. Это следует из упомянутого выше Постановления № 6 Пленума Верховного Суда Украины: “Изношенность поврежденного имущества учитывается в случаях взыскания в пользу потерпевшего его стоимости (при возмещении убытков)”. В этом как раз и заключается ответ на последнюю часть вопроса. То есть, учет физического износа исключает возможность завышенной денежной компенсации потерпевшему ответчиком, за счет удорожания ДТС после его восстановления в результате обновления замененных составных частей. При этом, расчет износа, как указывалось в ответе на первый вопрос, ориентируется на вторичный рынок запасных частей.
В то же время, согласно п.32 Стандарта № 1 “Общие принципы оценки имущества и имущественных прав”, в случае определения “размера вероятного страхового возмещения оценка застрахованного имущества проводится с учетом условий страхования и соблюдением принципов полезности и замещения”. В соответствии с этими принципами, ДТС “имеет стоимость только при условии полезности его для потенциального собственника или пользователя”. В свою очередь, “с целью определения полезности во время оценки” необходимо придерживаться того, чтобы затраты на улучшение объекта оценки (в данном случае восстановления поврежденного ДТС) не превышали его рыночной стоимости (пункт 5 Стандарта № 1). То есть, максимальное значение причиненного убытка не должно превышать рыночной стоимости ДТС до его повреждения.
Эта же цель понимается и в принципе наиболее эффективного использования (п.10 Стандарта № 1), согласно которому “рассматриваются только те варианты использования имущества, которые являются технически возможными, разрешенными и экономически целесообразными”. Другими словами, при стоимости ДТС 15000 грн. было бы экономически нецелесообразно (точнее, просто глупо) вкладывать в его ремонт 15200 грн. Потому, что действительно проще купить такой же автомобиль без повреждений.
Таким образом, восстановление поврежденного ДТС должно происходить при технической возможности такого ремонта и его экономической целесообразности. Поэтому в рассматриваемом случае действительно стоимость восстановительного ремонта может превышать рыночную стоимость ДТС. И будет абсолютно справедливо, и отвечать указанным выше нормативным документам, то, что стоимость материального ущерба в этом случае будет равняться рыночной стоимости ДТС без учета повреждений, поскольку восстанавливать такое ДТС экономически не целесообразно.
Вызывает лишь удивление утверждение, что “у потерпевшего остается поврежденный автомобиль и ответчик платит ему стоимость этого автомобиля до повреждения”. Это не соответствует действительности, поскольку в пункте 9 Постановления № 6 Пленума Верховного Суда Украины отмечается: “Постановляючи рішення про стягнення на користь потерпілого відшкодування вартості майна, що не може використовуватись за призначенням, але має певну цінність, суд одночасно повинен обговорити питання про передачу цього майна після відшкодування збитків особі, відповідальній за шкоду”.
В следующих выпусках “Бюллетеня автотовароведа” мы продолжим знакомить Вас с поступившими вопросами по практическому применению Методики, и ответами на них разработчиков Методики. В частности, Вы получите ответы на нижеприведенные вопросы:
1. Почему в формуле для определения рыночной стоимости ДТС (формула 2) процентная корректировка (Г) и (Дз) проводится непоследовательно, как было раннее – сначала Гк, потом Дз?
2. Какой документ составляется во время осмотра ДТС, кто его подписывает? Форма этого документа должна быть единой для всех оценщиков, экспертов и специалистов? Покажите образец этого документа.
3. В п.4.3 Методики указано, что в результате оценки оценщик или эксперт составляет отчет (акт) или заключение об оценке. В каких случаях составляется отчет (акт), а в каких заключение об оценке (заключение судебного эксперта, заключение специалиста)?
Впрочем, Вы также получите ответы и на многие другие вопросы: о выборе справочных источников информации, необходимо ли учитывать годные составные части поврежденных ДТС и т.д.
Вы также можете прислать в адрес редакции и другие интересующие Вас вопросы, на которые Вам ответят разработчики Методики.